Круглый стол как образовательное событие

Круглый стол, особенности проведения, организации, и выгоды формата

Существует древняя и красивая легенда о мудром короле Артуре. Для того, чтобы все его соратники ощущали себя равными при обсуждении проблем королевства и не боялись высказывать свое мнение, он рассаживал всех за круглым столом. 

С тех пор понятие «Круглый стол» означает равноправие всех, сидящих за ним. И так сейчас называют форму проведения образовательных и научно-практических событий, которую активно применяют для коллективных обсуждений и выработки совместных решений.

Главное отличие Круглого стола от других событий такого типа — это то, что для обсуждения собирается не очень широкий круг заинтересованных людей, обычно около 25 человек. Но это должны быть эксперты в конкретной сфере, которые со знанием дела готовы обсуждать заявленные проблемы, решать поставленные задачи или совместно искать пути дальнейшего развития.

Цель Круглых столов — дать возможность каждому из участников высказать свою точку зрения по отношению к заявленной проблеме. А потом подвести итог — либо обобщить все мнения, сделав общий вывод, либо наоборот, четко обозначить разные подходы к ее решению.

К привлекательным сторонам Круглого стола можно отнести:

  • относительную дешевизну организации мероприятия;
  • неформальную камерную обстановку встречи, в которой каждый из участников может высказать свое мнение, причем не в порядке прописанной очереди, а когда хочется;
  • отсутствие жесткого регламента при обсуждении того-либо иного вопроса.

При этом, чтобы встреча за Круглым столом прошла максимально эффективно, требуется соблюдение некоторых условий:

  • приглашение на встречу небольшого количества участников, заинтересованных в обсуждаемой теме и разбирающихся в ней;
  • ознакомление участников с темой и вопросами предстоящего Круглого стола заранее (приглашения нужно рассылать не позже, чем за неделю до встречи); 
  • соблюдение оптимальной продолжительности данного мероприятия — 2-2,5 часа;
  • обеспечение участников встречи необходимыми канцелярскими принадлежностями;
  • предоставление выступающим возможности демонстрировать подготовленный ими наглядный материал;
  • составление проекта итогового документа заранее, после окончания работы Круглого стола в него вносятся поправки и изменения;
  • грамотный подбор модератора (ведущего), который должен быть экспертом в теме встречи, уметь управлять групповой работой, обладать тактом, находчивостью и артистизмом — от него в первую очередь зависит насколько организованно и плодотворно пройдет работа Круглого стола.

Варианты проведения Круглых столов

  1. Традиционный. Участники заслушивают подготовленные доклады, после чего обсуждают их. Самый просто вариант для ведущего.
  2. Встреча-интервью. Доклад как таковой на таких мероприятиях отсутствует. Модератор интервьюирует собравшихся, либо предлагает обсудить тезисы, касающиеся главной темы.

Встречи такого формата обычно проходят активнее и результативнее традиционных. Но тут многое зависит от искусства ведущего — ему надо быть в курсе нюансов обсуждаемой темы, чтобы адекватно реагировать на все выступления. К тому же, нужно постоянно следить за аудиторией, чтобы втянуть в дискуссию всех, и в то же время управлять разговором, не давая ему уйти в сторону от главной темы.

  1. Еще один вариант Круглого стола называют «Методическими посиделками». Тему такой встречи заранее не объявляют. А приглашают специалистов, чтобы обсудить вопросы, имеющие ключевое значение для решения важных на данный момент задач. Цель модератора — побудить участников разговора аргументированно объяснить свою точку зрения, выслушать остальных и постараться коллективно найти правильный выход. Такие «посиделки» можно устраивать в локальных масштабах, например, чтобы разрешить какую-то психологическую проблему в конкретном коллективе.
  2. Интересен формат проведения Круглого стола под названием «Методический диалог». Здесь участникам не только предварительно сообщается тема встречи, но и предлагается подумать над домашним заданием. Обмен мнениями организуется по принципу диалога «ведущий-слушатели» либо «слушатели-слушатели», при этом участники встречи делятся на 2-3 группы. Задача «Методического диалога» — выработать единое направление в решении проблемы, договориться о совместной деятельности.

Подведение итогов

После окончания работы Круглого стола необходимо подытожить сделанное. Это можно сделать в виде общего резюме, содержащего выводы совместного обсуждения.

Часто организаторы предлагают опубликовать краткое изложение выступлений, которое предварительно согласуют с авторами.

В случаях, когда темой Круглого стола было какое-то значительное событие, а выступления были информативными и полезными для широкой публики, организаторы полностью публикуют тексты всех выступлений участников.

 

Оценить статью:

15 Nov, 2020

23:20