• Главная
  • Статьи
  • Открытый урок - особенности проведения и специфика такого образовательного события

Открытый урок - особенности проведения и специфика такого образовательного события

Открытый урок как образовательное мероприятие.

Открытый урок является разновидностью уроков в школьной системе обучения. Основополагающие черты в нем полностью соответствуют уроку в традиционном понимании этого слова. Любой урок представляет собой ограниченную определёнными рамками часть учебного процесса с компонентами воспитательного. На каждом уроке благодаря взаимодействию учителя и учеников достигаются образовательные, воспитательные и развивающие цели.

Особенности

Понятие «открытый урок» подразумевает, что на занятии присутствуют не только учитель и его ученики, но и посторонние наблюдатели. В целом, посетить открытый урок могут все желающие, однако обычно это руководитель учебной организации и коллеги.

Открытый урок представляет собой событие, выходящее за рамки школьных будней, так как он проводится не часто и только квалифицированными учителями. Целью такого мероприятия является обмен педагогическими достижениями с коллегами, демонстрация новых методов и приёмов обучения.

Важной чертой открытого урока является новизна. Опытный учитель показывает свои находки в построении работы над определённой темой. Часто открытые уроки проводятся по трудным или слабо разработанным в методике преподавания разделам учебной программы.

Результаты

Результатом проведения открытого урока является, как правило, внедрение достижений педагогической науки в практику. Опыт одного конкретного учителя распространяется среди всех учителей, заинтересовавшихся его идеями.

Техника проведения

На открытом уроке применяются, как правило, нестандартные методы подачи материала. Часто такой урок проводится в формате игры или викторины, выступлений с докладами, обсуждений, приветствуется наличие командной работы учащихся.

Открытые уроки учителя предпочитают проводить в том классе, на примере которого коллегам будет легче оценить результативность нововведений, поэтому участниками открытого урока со стороны школьников является класс или учебная группа, реже такое мероприятие проводится между несколькими классами.

Так как открытый урок всё-таки остаётся уроком, несмотря на нестандартную подачу материала, в нём обязательно соблюдаются основные этапы урока.

Начало урока всегда посвящено объявлению темы и постановке задач, однако делать это в явном виде не принято. Учитель должен проявить своё мастерство и найти интересный способ, как это сделать. Требуется создать проблемную ситуацию и актуализировать знания, уже имеющиеся у учеников.

Далее следует проверка домашнего задания. Для открытых уроков педагоги придумали множество способов, как это сделать максимально интересно и, в то же время, продуктивно, например, может быть проведено небольшое соревнование среди учеников.

После проверки домашнего задания идёт этап изучения нового материала. Важно, чтобы ученики сами добывали знания. Это очень эффективный способ запомнить что-либо, поэтому опытные преподаватели стараются так сформулировать задание, чтобы ученикам во время работы приходилось бы самостоятельно несколько раз обращаться к тексту параграфа учебника и справочным материалам.

Оценка эффективности

Признаком высокого мастерства учителя на открытом уроке является включение физкультминутки, органично вписывающейся в изучение заявленной темы. Учитель может дать такое задание, на выполнение которого требуется совершить определённые движения, походить по классу, дотянуться до чего-либо и т.д., но на самом деле все это будет отвечать поставленной учебной задаче, и физкультминутка как таковая объявляться не будет.

Финальным этапом урока является подведение итогов и рефлексия. Здесь тоже предполагается творческий подход учителя. Может быть организована короткая игра, позволяющая осознать, что нового было на уроке.

Особенностью открытого урока является то, что с одной стороны он представляет собой специально подготовленную форму методической работы, а с другой является реальным учебным процессом. В этом заключается главное преимущество открытого урока, т.к. делиться инновационными идеями в этом случае можно без отрыва от основной деятельности.

Преимущества и недостатки

Как правило, открытые уроки доставляют большое удовольствие и самим ученикам. Школьникам нравится разнообразие, они с удовольствием участвуют в викторинах и интеллектуальных играх. Иногда ученики получают дополнительное задание к открытому уроку, например, подготовить доклад. Такой личный вклад ученика в успешное проведение открытого урока повышает уровень его ответственности.

Недостатком открытого урока можно считать то, что это дополнительный стресс для учеников, и для учителя тоже, так как он стремится показать всё с лучшей стороны. Чтобы избежать лишних трудностей и подготовить учеников, учителя применяют свои методические находки, рассчитанные для демонстрации, в том числе, и на обычных уроках. Таким образом, проведение открытых уроков – это не однократное использование новых методов и приёмов, а результат продолжительной работы с учениками.

Техническое оснащение

Техническая сторона проведения открытого урока тоже важна. Проектор, ноутбук и другие средства обучения должны быть в надлежащем виде, поэтому постепенное внедрение и использование этих устройств на каждом уроке намного облегчает проведение открытого мероприятия.

Заключение

Открытый урок планируется учителем особенно тщательно. Учитель должен поставить два вида целей: с одной стороны, чему он хочет научить учеников, с другой – чему он хочет научить коллег. Именно поэтому возможность проведения открытого урока предоставляется самым опытным и квалифицированным учителям.

Оценить статью:

20 Nov, 2020

00:56