• Главная
  • Статьи
  • Семинар - специфика образовательного события, плюсы и минусы.

Семинар - специфика образовательного события, плюсы и минусы.

Общие понятия

Понятие семинар относится к сфере образования на уровне колледжа и вуза. Семинарами называют также встречи деловых партнёров и коллег, на которых заслушиваются доклады и обсуждаются затронутые вопросы.

Термин «семинар» латинского происхождения и дословно означает «теплица, рассадник». Эта метафора хорошо описывает суть семинара как учебного мероприятия. Семинары обычно проводятся после лекции или самостоятельного изучения теории и связаны с обсуждением проработанного материала, т. е., как в теплице, на семинарах проращиваются «семена знаний» за счёт повторения и более детально рассмотрения изученного. Семинар – это разновидность практических занятий.

Специфика проведения семинаров

 Семинары проводятся, как правило, отдельно для каждой учебной группы и рассчитаны не небольшое количество участников – до 30 человек, это необходимо для того, чтобы у каждого была возможность высказаться по обсуждаемому вопросу. Семинары в студенческих группах проходят под руководством преподавателя. Он формулирует тему занятия, составляет список обсуждаемых вопросов и необходимой литературы для подготовки.

Учебные семинары, главным назначением которых является закрепление изученного материала, являются самыми распространёнными.

Виды и разновидности

Существует ещё несколько разновидностей семинаров.

Например, научные семинары. Семинары в научной среде являются одной из форм повышения квалификации. Во время такого мероприятия коллеги знакомятся с работами друг друга, обсуждают новую научную информацию. Результатом научных семинаров является формирование новых компетенций у его участников и оптимизация работы над проектами.

Как правило, предмет обсуждения на семинаре известен заранее и все участники изучают материалы заблаговременно. На самом мероприятии представляется только краткая реферативная часть работы, чтобы задать тему. Фактически, научный семинар проводится для того, чтобы всё обсуждение новой информации прошло открыто и публично. На научных семинарах все выступления протоколируются, иногда записывается видео.

Семинары в сфере бизнеса отличаются от научных. В общих чертах они похожи на конференцию: несколько человек готовят доклады какой-либо направленности и представляют их остальным.

Отдельным типом семинаров являются онлайн-семинары, фактически, это вебинары – семинары, перенесённые в электронную среду. Для проведения таких мероприятий необходимы специальные программы и оборудование, но, тем не менее, они приобретают всё большую популярность, т.к. участникам не требуется выходить из дома, чтобы посетить занятие. Для удобства восприятия информации, на онлайн-семинарах действуют негласные правила. Например, все участники должны пользоваться наушниками, чтобы не было помех в передаче голоса. Микрофон, обычно, включает только говорящий, остальные участники его отключают. Комментарии и вопросы пишут, как правило, в чате.

Несмотря на то, что для каждого вида семинара определены свои цели, в них есть важное сходство: наличие коллективной работы над проблемой и учебный характер.

Когда речь идёт о семинарах, то в первую очередь имеются в виду семинары в вузах. Практика учебных семинарских занятий берёт свои истоки из античных времён. Древние греки считали семинаром особый вид обучения, когда учитель и ученик дискутируют. В современном учебном семинаре дискуссия является главной чертой.

Семинар – как форма занятия в вузах

Преимуществ у семинарских занятий как формы обучения очень много. Они позволяют студентам научиться работать с научной литературой, анализировать и обобщать полученный материал. Семинары способствуют расширению общего научного кругозора, знакомят с проблемами и исследованиями в выбранной отрасли. Этих целей можно достичь и с помощью других занятий, однако именно во время семинара у студентов формируются навыки профессиональной полемики, обсуждаемый материал становится значимым, следовательно, лучше запоминается и усваивается, поэтому семинары являются очень эффективной формой подготовки специалистов.

Если сравнивать семинар и лекцию, то на лекции преподаватель не может даже до конца быть уверен, слушает его студент или нет. На семинарском занятии такого вопроса не возникает, так как в дискуссию вовлечены все, и можно не только оценить уровень владения материалом у каждого студента, но и способность анализировать и делать выводы.

Подготовка

Семинару должна предшествовать тщательная подготовка. Только в этом случае он приносит желаемый результат. В целом, подготовка преподавателя по времени может быть более длительной, чем у студентов. Так как необходимо не только определить тему, но выявить самые главные ее грани, проанализировать актуальные исследования по проблеме и отобрать для студентов хорошие источники.

Предназначение семинаров

Семинар предназначен для того, чтобы студенты тренировались выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, делать короткие, но ёмкие сообщения. Поэтому обстановка на занятии должна быть соответствующей. Здесь также важную роль играет подготовка преподавателя. Он должен терпеливо относиться к тому, что студенты будут ошибаться, высказывать спорные идеи.

Минусы в семинарском занятии проявляются в том, что здесь возможен формальный подход, когда студенты распределяют вопросы для обсуждения между собой и прорабатывают не весь материал, а только его отдельную часть, нанося тем самым существенный ущерб формированию знаний и умений.

В целом семинар является хорошим способом организации учебного времени, который позволяет совмещать сразу несколько обучающих и развивающих целей. К тому же, для проведения семинара не требуется никаких дополнительных средств обучения, кроме подготовленных заранее конспектов и докладов, без которых невозможно обеспечить владение материалом на высоком уровне у вех участников. Тем не менее, визуализация информации на семинарах всегда приветствуется. Это могут быть распечатанные таблицы, рисунки или электронная презентация.

Оценить статью:

18 Jan, 2021

01:04